[Даза; Гай Валерий Галерий Максимин Дайя; лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia; греч. Μαξιμίνος Δάια] (20.11.270 - авг. 313, Тарс, Киликия, ныне Тарсус, Юго-Вост. Турция), рим. император (с 1 мая 305 цезарь, с мая 309 август). Род. в сельской местности в Иллирике, близ рим. колонии Феликс Ромулиана (ныне Гамзиград, Вост. Сербия), племянник (сын сестры) Максимиана Галерия. Был пастухом, затем Галерий усыновил его, и М. Д. сделал военную карьеру. К 305 г. М. Д. был военным трибуном. 1 мая 305 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция) Галерий был провозглашен августом, а М. Д. стал его соправителем, получив титул цезаря и управление диоцезами Востока и Египта; его основной резиденцией стала Антиохия.
М. Д. продолжал жестокие гонения на христиан, начатые в 303 г. имп. Диоклетианом и поддержанные имп. Галерием. Уже действовавшие антихрист. эдикты в 306 г. М. Д. дополнил требованием от наместников провинций добиваться от граждан принесения жертв языческим богам (Euseb. De mart. Palaest. IV 8). М. Д. неоднократно лично вел судебные процессы против христиан и присутствовал при казнях. 20 нояб. 306 г. М. Д. был на праздновании своего дня рождения в Кесарии Приморской, и в этот же день на арене был растерзан зверями мч. Агапий (Ibid. VI 1).
Отношения между М. Д. и Галерием постепенно становились все более натянутыми, однако причины их начавшейся вражды неизвестны. В нояб. 308 г. на имп. совещании в Карнунте Галерий отказался даровать М. Д. титул августа и сделал своим новым соправителем Лициния, вероятно в противовес М. Д. В нач. 309 г. Галерий ввел новый титул - «сыновья августов», к-рыми провозгласил Константина и Максенция, вновь обойдя М. Д. (Lact. De mort. persecut. 32. 5). С этого времени между М. Д. и Галерием началась открытая вражда. В мае 309 г. М. Д. при содействии своих войск на Востоке провозгласил себя августом (Ibidem; Euseb. Hist. eccl. VIII 13). Галерий не признал это и объявил, что в империи есть только 4 августа: он сам, Лициний, Константин и Максенций. Войны между М. Д. и Галерием не произошло, вероятно из-за смерти последнего в мае 311 г. Узнав о кончине Галерия, М. Д. двинул войска из Сирии на запад, быстро поставил под свой контроль М. Азию и заключил соглашение с Лицинием, к-рый управлял Балканами (Lact. De mort. persecut. 36. 2). Резиденцией М. Д. стала Никомидия, и тем самым он мог претендовать на роль основного наследника Галерия. Летом 311 г. сын М. Д. Максим и Кандидиан, сын Галерия, были провозглашены цезарями. Состоялась также помолвка Кандидиана с дочерью М. Д. (Ibid. 50. 7; Euseb. Hist. eccl. IX 11. 7).
Двухлетнее единоличное правление М. Д. на Востоке (311-313) отмечено продолжением борьбы против христиан. М. Д. среди всех тетрархов рубежа III и IV вв. оказался наиболее последовательным гонителем христиан. Эдикт Галерия о веротерпимости 311 г. в диоцезах М. Д., видимо, не успел вступить в силу. Осенью 311 г. эдикт был официально отменен; репрессии были усилены (Euseb. Hist. eccl. IX 7). К прежним ограничениям в отношении христиан М. Д. добавил запрет собраний не только в городах, но и на кладбищах вне городов под страхом казней с увечьями (Ibid. IX 2, 7). М. Д. организовывал и некую идеологическую борьбу против христиан: с его одобрения на Востоке распространялось апокрифическое соч. «Акты Пилата» (Ibid. IX 5). 25 нояб. 311 г. были казнены архиеп. Петр I Александрийский и неск. его приближенных клириков, пострадал свт. Мефодий Патарский.
Пытаясь укрепить положение рим. традиц. жречества, М. Д. попытался провести амбициозную реформу. Летом 311 г. в адрес М. Д. были организованы массовые петиции от жителей различных городов с просьбами «восстановить древнюю религию». Как бы в ответ на них М. Д. объявил об учреждении во всех городах поста «великого жреца» (греч. ἱερεὺς τῶν ξοάνων, ἀρχιερεύς; лат. sacerdos maximus), которые должны были объединить под своей властью все традиц. религ. корпорации и следить за правильным исполнением ритуалов и почтением к богам (Lact. De mort. persecut. 36. 3-7; Euseb. Hist. eccl. VIII 14; IX 2-5, 7, 9; Idem. De mart. Palaest. 9 2; Idem. Praep. Evang. IV 2. 6; CTh. XIII 10. 2; Grant. 1983). Краткий срок правления М. Д. не позволил воплотить в полной мере эти преобразования.
В 312 г. положение М. Д. осложнилось. В ходе противостояния между императорами он заключил союз с Максенцием в Италии, но поражение Максенция от Константина оставило М. Д. один на один с коалицией Константина и Лициния, к-рые контролировали всю Европу и Карфагенскую Африку. В этот же период есть сведения о голоде и об эпидемии на Востоке империи. Эти перемены, а также давление Константина побудили М. Д. изменить политику. Константин отправлял послания к М. Д., требуя от него прекратить преследование христиан (Lact. De mort. persecut. 37. 1). Вероятно, в кон. 312 г. М. Д. издал собственный эдикт о веротерпимости, и гонения были прекращены (Euseb. Hist. eccl. IX 10). Однако, даже отказавшись от преследований, М. Д. приобрел репутацию гонителя в глазах большинства жителей империи, и его противники Лициний и Константин в 313 г. активно использовали это, объявив войну против М. Д. религ. борьбой за освобождение и христиан и всех римлян от тирании. В нач. 313 г., после встречи Константина и Лициния в Медиолане (ныне Милан, Италия), их союз против М. Д. окончательно сложился. Получив помощь от Константина, Лициний начал готовить наступление на М. Д. Однако тот напал первым и в кон. зимы 313 г. овладел Византием и Ираклией Фракийской. После прихода во Фракию главных сил Лициния 30 апр. 313 г. произошло большое сражение между Лицинием и М. Д. на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром М. Д. был разбит и бежал в М. Азию. Он начал собирать новую армию в Каппадокии, но вынужден был продолжать отступление в Киликию и Сирию.
Вероятно, в авг. 313 г. М. Д. умер в Тарсе (о дате см.: Grant. 1983. P. 164), неожиданно для современников и, видимо, случайно (Eutrop. Breviar. X 4. 4; Zosim. Hist. II 17. 3; Aur. Vict. Epitom. 40. 8). Описания его смерти в источниках различны. Лактанций рассказал о том, что М. Д. решил покончить с собой, принял яд и неск. дней умирал в страшных мучениях (Lact. De mort. persecut. 49. 3-7). По мнению Евсевия Памфила, М. Д. умер от внезапной тяжелой болезни, которую он называет бичом Божиим, или божественным огнем (Euseb. Hist. eccl. IX 10. 13-15; Idem. Vita Const. I 58-59). М. Д. был похоронен в Тарсе. С его смертью Восток империи отошел полностью под власть Лициния.